Как влияет очередность рождения детей на формирование личности

 

Среди факторов, существенно влияющих на формирование личности, немалое внимание в психологии уделяется очередности появления того или иного ребенка в семье. 

Зигмунд Фрейд был одним из самых первых ученых, кто утверждал, что позиция ребенка относительно его братьев или сестер является краеугольным фактором формирования его личности. А так же и то, что старшие и младшие дети в разных семьях обладают рядом одинаковых черт характера. Именно это и приводит к радикальным отличиям характеров двух детей, растущих у одних и тех же родителей. 

Создателем  теории о связи порядка рождения и личностных качеств заслуженно считается Альфред Адлер. Он был уверен, что понимание личности отдельного человека немыслимо без контекста той атмосферы, в которой он вырос, учитывая структуру семьи и порядок его рождения в ней. В соответствии с порядком рождения изменяются и запросы, и потребности ребенка.

Будучи первопроходцем в этом исследовании, А. Адлер классифицировал некоторые порядковые позиции, которые может занимать ребенок в семье: старший ребенок в семье, младший из двоих детей, средний ребенок, младший из трех и более детей, и единственный ребенок. Самое главное, что в ходе этого исследования он доказал, что дети, чей порядок рождения в семье одинаков, имеют схожий психотип, а вот дети, рожденные в одной семье, различаются по характеру именно в связи со своим положением по старшинству.

​Детям, которые рождаются в семье первыми, в каком-то смысле “достается” больше, чем их братьям и сестрам: на них родители “учатся”. Первый ребенок — это нечто новое, непознанное, интересное для родителей и, конечно, первенцы получают больше внимания от родителей. Как показало одно исследование, с двухнедельными первенцами родители общаются больше, чем с последующими детьми в этом возрасте. Предполагают, что именно интенсивное общение и внимание в первые годы жизни ребенка способствуют его более успешному развитию. 

Приверженцы теории А. Адлера склонны отмечать в старших детях некую нарочитую правильность, они послушны и действуют сообразно правилам, установленным в семье. Совестливость и ответственность у старшего ребенка хорошо развиты. Из-за этого нередки случаи, когда первенцы, вырастая, становятся очень тревожными людьми.

Во многих  семьях первенец становится объектом восхищения при каждом его достижении, будь то первое слово или первый самостоятельный шаг. Немудрено, что первые дети часто подсознательно занимают позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне», которая делает их зависимыми от других людей, нуждающимися во внимании, требующими гарантий любви и уважения. Оценка других людей очень значима для них.

У первенцев под влиянием родителей формируется убеждение, что они должны добиться успеха — часто родители при этом реализуют свои несбывшиеся ожидания и мечты. Акцент на достижение успехов обусловливает первенцам лучшую социальную адаптацию и реализацию социальных навыков.

Если  первый ребенок появляется в семье, еще недостаточно готовой к детям,  в этом случае воспитательный процесс  происходит под знаком неуверенности и тревоги, отсюда требования родителей то бывают слишком жесткими, категоричными, то вдруг исчезают или даже меняются на противоположные. Непоследовательность родителей — одна из причин того, что в дальнейшем дети воспринимают родителей, как людей непостоянных, чье поведение трудно предвидеть, и поэтому менее склонны раскрывать свои чувства — неизвестно, как в очередной раз на них отреагируют мать или отец! Завышенные ожидания родителей и жесткий контроль с их стороны могут спровоцировать у ребенка повышенную тревожность (из-за страха не соответствовать их требованиям и лишиться их любви).

Чаще всего, первые дети лучше учатся, их тесты IQ почти всегда выше среднего, чему виной не только высокий интеллект, но и амбиции, стремление быть первыми, сильная мотивация на достижение успеха. Статистика утверждает, что среди знаменитостей более 65% являются старшими или единственными детьми в семье. 

Черты характера старшего ребенка:

  • Старшие дети легко и охотно соблюдают правила.
  • Стремятся к успеху и имеют высокую мотивацию, но при препятствиях способны бросить начатое.
  • В их характере присутствуют добросовестность и ответственность.
  • Старшие дети, чаще всего, серьезнее младших.
  • Их отличает завидное упрямство.
  • Они консервативны и склонны к соблюдению традиций.
  • Нетерпимы.
  • Зависимы от чужого мнения.
  • Старшим детям свойственен высокий уровень интеллекта.
  • Первенцы осторожны и склонны к сотрудничеству.

Старшему ребенку часто свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Такой ребенок чаще других заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. Он может чувствовать себя в ответе за материальное благополучие семьи, продолжение семейных традиций, вырастая, часто становится лидером в семье. 

Старшие дети, в особенности мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, семья в большей степени ожидает от них успешной карьеры. Старший ребенок более серьезный, стремится к совершенству и реже играет со сверстниками. Довольно распространенной проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур (начальников, учителей, тренеров и т. д.). Им очень трудно научиться расслабляться и получать истинное удовольствие от жизни. 

Огромное влияние на развитие личности первенца имеет рождение следующего ребенка, это лишает первенца исключительной позиции в обладании любовью и вниманием матери. Для большинства первенцев рождение второго ребенка ожидаемо.  Дети, как правило, хотят, чтобы в их семье был малыш. Часто они прямо просят купить братика или сестричку, предполагая, что малыш будет товарищем для игр. Но в то же время, появление в семье младших детей может вызвать у первенца ревность и сильное эмоциональное потрясение, которое может усугубиться, если его переведут в ранг “ответственного за малышей” (часто это приводит к формированию так называемого “комплекса старшего ребенка”).

Первенец, который первые шесть-семь лет был один в семье, сохранит психологические установки единственного ребенка, но в любом случае при появлении второго малыша психология старшего ребенка претерпевает изменения в той или иной степени.

Представим, что единственный, любимый и незаменимый ребенок находится в фокусе внимания родителей и всей семьи, занимая привилегированное положение. С появлением второго ребенка  сложившаяся ситуация вызывает шок и недоумение у первенца. Все ощущения ребенка сводятся к мысли о том, что его место занял кто-то другой, а он сам потерял свою безграничную власть над мамой и папой. Если разница между детьми составляет не менее пяти-шести лет, то воздействие стресса многократно усугубляется. Помимо возраста, ситуация усугубляется при появлении второго ребенка того же пола, что и первенец. Происходит так называемое «свержение с трона». После стресса, который пережил старший ребенок, он ищет и находит выход из положения, пытаясь превзойти второго ребенка, показывая родителям, что он не только старше, но и умнее (так зарождаются конкурентные отношения). Реакция родителей, которые при дефиците времени только радуются успехам и самостоятельности старшего отпрыска, закрепляет такую модель поведения, как правильную.


Вторые дети

Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей.  Вторые роды воспринимаются матерями как более приятный опыт. Таким образом, второй ребенок еще до рождения растет в более спокойной атмосфере. Имеют ли эти обстоятельства до рождения ребенка хоть какое-нибудь отношение к его развитию в дальнейшем? Обратимся к исследованиям. При обследовании детей двух групп матерей — одной, для которой в период беременности были характерны тревожность, отрицательные эмоции, конфликтные отношения, и другой группы — с уравновешенным эмоциональным состоянием — выяснилось, что после рождения детям первой группы более свойственны беспокойство, тревожность. 

После рождения второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неуверенности. Малыша уже не так сильно  опекают, меньше суетятся вокруг его самочувствия, правильности ухода и питания, нормальности и т. д. Мать по отношению ко второму, как правило, проявляет больше нежности. Поэтому второй и следующие дети, сами будучи более уравновешенными, к тому же оказываются в более спокойной, стабильной атмосфере семьи, и родители уже более осознаны и последовательны в своих воспитательных воздействиях.  Можно сказать, что они имеют лучшую стартовую площадку, для развития, чем первенец, но… Каждая позиция ребенка в семье имеет свои положительные и отрицательные стороны. Второй ребенок сталкивается с иными, но не менее сложными обстоятельствами отношений, чем старший. 

Младшие дети не переживают ситуации появления «конкурента» из роддома, и часто находятся в положении любимчиков у всей семьи. Зачастую, список обязанностей младших детей невелик, им потакают, их балуют, и относятся весьма снисходительно.

Второму ребенку может доставаться слишком мало внимания со стороны родителей, что не очень хорошо с точки зрения интеллектуального и эмоционального развития. Исследования, показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше им занимается. Частично это восполняет старший ребенок — по собственной инициативе или по настоянию родителей. 

На фоне успехов старшего ребенка у младшего может развиться комплекс неполноценности, а если этот старший ребенок вынужден заниматься с младшим, не имея особого желания, то и чувство вины перед ним. При этом нередки случаи, когда он чувствует себя ущербным на фоне амбициозного и преуспевающего старшего ребенка, что может отразиться на его самооценке и жизненной позиции.

Родители больше “доверяют” второму ребенку и меньше  контролируют, что дает  возможность быть более спонтанным и естественным, чем старший брат или сестра. У вторых детей, как правило, развиты коммуникативные навыки, они более дружелюбны и менее агрессивны, легко находят общий язык со сверстниками, легче адаптируются в детском саду и школе.

Черты характера младшего (второго) ребенка:

  • Младшие дети оптимистичны и жизнерадостны.
  • Отличаются независимым характером.
  • Беспечны и склонны избегать ответственности.
  • Младшие дети склонны к иждивенческой жизненной позиции.
  • Они весьма импульсивны и склонны к аффективным реакциям.
  • В тоже время могут быть драчливы и враждебны.
  • Общительны и дружелюбны, легко заводят близкие отношения.
  • Практичны.
  • Склонны манипулировать людьми. Провокаторы.
  • Опасаются поражений и неудач.
  • У них выражено желание конкурировать.

Средние дети

Средний ребенок может обладать чертами как младшего, так и старшего ребенка или их комбинацией. Средний ребенок, если только это не единственная девочка и не единственный мальчик в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль и место в семье. Такие дети не имеют авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, кстати, сам будучи вторым сыном, отмечал: «Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон — борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший…» 

Если в семье много детей, то черты характера средних детей определяются тем, в группе каких детей они родились: среди младших или среди старших и какова разница в возрасте между ними. У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Младшие дети в многодетной семье

Таким детям родители предоставляют максимум самостоятельности и свободы, им меньше приходится испытывать различного рода дисциплинарные воздействия, поэтому, по наблюдениям специалистов, среди младших детей – наибольшее число творческих личностей.  При этом, в отличие от “вторых” детей, на них проецируется меньше ревности и негатива: благодаря существенной разнице в возрасте — старшие братья и сестры уже не воспринимают их как конкурентов и часто опекают их и покровительствуют им. В то же время у младших детей есть свои сложности: к примеру, даже во взрослом возрасте им сложно вырваться из-под семейной опеки, что может провоцировать инфантилизм или, наоборот, “демонстративное” поведение (как стремление к  самостоятельности).

Младший ребенок беззаботен, оптимистичен и готов принимать чужое покровительство, заботу и поддержку. Для своей семьи он может навсегда остаться ребенком. Родители относятся менее требовательно к его достижениям. И он меньше посвящает себя продолжению дела семьи.

Основные проблемы младшего ребенка связаны с самодисциплиной и трудностью принятия решений, поскольку обычно рядом был кто-то старший и мудрый, который принимал решения за малыша. Младший ребенок знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то выбирая партнером по браку старшего ребенка, он может бороться впоследствии против контроля и опеки супруга. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, oбычно не имеет трудностей в общении и популярен среди друзей. Альфред Адлер, автор теории о комплексе неполноценности, писал: «Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком… Он может стать артистом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи» ].

Единственный ребенок

Единственный ребенок в семье помещается семьей и ближайшим окружением на своеобразный пьедестал. Ожидания родителей и родственников целиком возложены на его плечи, тем не менее, огрехи ему легко прощаются. Отсутствие конкуренции и необходимости бороться за родительское внимание сказывается и на том, что ребенок вынужден в основном ориентироваться на взрослый образец поведения. Именно понимание взрослых становится одной из основных задач единственного ребенка в семье. К слову, решать задачи и находить пути оптимального их решения так же в его характере.

Единственные дети в семье остро ощущают свою уникальность, и их требования к жизни весьма высоки. Но и работать над собой эти дети любят и умеют, так как стараются оправдать как надежды своих родителей, так и собственные амбиции. Тем более, что возможностей для интеллектуального развития у них больше, чем у остальных, ведь никто не пожалеет ни денег, ни времени, ни сил на дополнительное образование единственного ребенка.

Однако возможен и другой сценарий развития.  Помимо эгоцентричности и эгоизма, может развиваться излишняя привязанность к родителям и  состояние, которое называется «выученная беспомощность» — что чревато во взрослом возрасте проявлениями  инфантильности. Ведь, находясь под непрестанной опекой близких, ребенок не имел самостоятельности, и у него было не так много возможностей научиться строить отношения с окружающими.

По многим характеристикам единственный ребенок схож с первенцем: точно так же он становится объектом пристального родительского внимания; с ним много занимаются, но много от него и требуют. Благодаря тому, что единственным детям, в отличие от первенцев, не приходится переживать ситуацию “свержения с престола”, их самооценка не страдает.

Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственные дети уже в раннем возрасте могут походить на маленьких взрослых, но при этом они часто чувствуют себя одинокими и эмоционально не реализовавшими себя.

Единственный ребенок обладает свойствами как старшего ребенка, так и младшего. Единственный ребенок очень часто наследует черты характера родителя того же пола. Поскольку родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка, он обычно хорошо учится в школе. Единственные дети часто очень тесно привязаны к родителям на протяжении всей жизни, и часто испытывают большие трудности в отделении от родительской семьи и принятии самостоятельных решений. 

Черты характера единственного ребенка:

  • Обостренное чувство справедливости, четкое разделение добра от зла.
  • Обладают высокой мотивацией на достижение цели.
  • Высокий уровень эмпатии, способности понимать окружающих людей.
  • Обладают сильным чувством собственного достоинства и исключительным самоуважением.
  • Довольно проблематично сходятся с новыми людьми, сложно завязывают близкие отношения.
  • Имеют тягу к одинокому образу жизни.
  • Они склонны к эгоистичности и эгоцентризму.
  • Низкая потребность в аффилиации.
  • Обладают потребностью идти навстречу другим людям, чтобы заслужить одобрение.
  • Очень ценят собственную независимость.
  • Не пугаются неудач, спокойно преодолевая трудности на пути к цели.

Близнецы 

Для близнецов параметры старший/младший ребенок также важны и зависят от того, в группе каких детей они родились. Например, близнецы, имеющие старшую сестру или старшего брата, будут вести себя как младшие дети. Клиф Исааксон, автор книги «Эффект порядка рождения», считает, что на проявление у близнецов характеристик, связанных с порядком рождения, также влияет их особый близнецовый статус. Он говорит: «Отношения в близнецовой паре определяются тем, что один из близнецов – часто именно перворожденный — занимает позицию лидера. Но это не всегда имеет отношение к действительному порядку их рождения. Характеристики личности, присущие тому или иному порядку рождения, у близнецов проявляются даже сильнее, чем у других детей. Поскольку они находятся на одном уровне развития, лидер должен уделять больше сил тому, чтобы сохранять доминирующее положение, тем самым усиливая у обоих членов пары характеристики личности, связанные с порядком рождения». Если родители особо подчеркивают, что один из них родился первым, то роли старшего и младшего делятся автоматически.

У близнецов часто низкие результаты в тестах на интеллект по сравнению с другими детьми. Это связано с тем, что близнецы больше общаются друг с другом и меньше ориентируются на взрослых и сверстников. Во взрослой жизни близнецы одного пола испытывают особые трудности в разделении и обретении собственной идентичности.

Пол ребёнка

Большую роль играют установки родителей относительно пола ребенка. Так, в большинстве семей предпочтение отдается сыновьям. Старшая сестра часто несет ответственность за воспитание младших детей и принимает на себя часть родительских функций, а младший брат получает славу и высокие родительские ожидания.  Существует большая вероятность, что семьи, в которых рождаются только девочки, будут продолжать попытки родить мальчика, в то время как семьи, где есть только сыновья, остановятся на меньшем количестве детей. [Вгоverman et al., 1972].

Если разница в возрасте составляет более пяти-шести лет, каждый из детей будет иметь черты характера единственного ребенка, и некоторые качества той позиции, к которой ребенок ближе всего. Например, старший брат сестры, который на десять лет старше ее, будет скорее единственным сыном, каким он и был в течение десяти лет, но в его поведении будут заметны и черты старшего ребенка.Чем меньше разница в возрасте, тем более вероятна конкуренция между сиблингами за достижения. Например, если между старшим братом и младшей сестрой разница всего в год-полтора, то наступит время, когда мальчик будет испытывать страх, что его опередит младшая сестра, которая развивается быстрее.

Партнерские отношения

Согласно исследованиям Уолтера Тоумена [Тоman, 1976] для стабильного супружества важно, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из партнеров занимал среди своих братьев и сестер в своей семье.

Выделяют комплементарный (взаимодополняющий), некомплементарный и частично комплементарный браки. Важно отметить также, что комплементарность брака не гарантирует стабильность взаимоотношений.

В комплементарном браке старшего и младшего ребенка супругам легче договориться и подстроиться друг под друга. Роли в браке комплементарны, т.е. дополняют друг друга — один заботится, другой принимает заботу; один планирует, другой осуществляет эти планы; один хочет ходить на работу, другой предпочитает оставаться дома и т.д. Чем больше отношения обоих партнеров напоминают их собственное положение в семьях родителей, тем прочнее и продолжительнее их связь.

Некомплементарным браком считаются взаимоотношения партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы договориться друг с другом и действовать сообща. Когда в брак вступают два старших ребенка, основной психологической проблемой может стать борьба за власть. Два младших ребенка будут избегать ответственности и соревноваться, кто из них младше и нуждается в большей заботе. Двое младших детей могут испытывать трудности после рождения детей, когда возникает необходимость заботиться и распределять ответственность.

Важно, был ли у супругов опыт общения с сиблингами противоположного пола в родительской семье. Жена, которая произошла из семьи, где все дети были девочками, будет, вероятно, воспринимать мужчин как нечто чужое и непонятное, и ей придется приложить больше усилий, чтобы понять своего мужа, чем женщине, у которой были братья.

Единственные дети, в силу их большей привязанности к родителям, часто ищут в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз для таких лиц имеет брак с партнером, имевшим младшего брата или сестру (например, жена, бывшая единственной дочерью и муж, имевший младшую сестру). Браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье, имеют наихудший прогноз.

Партнеры, которые занимают идентичное положение в родительской семье, легче узнают друг друга и быстрее достигают взаимопонимания. Например, младший брат и младшая сестра, старший брат и старшая сестра легко понимают друг друга. Муж и жена, которые были самыми старшими в семье своих родителей, умеют ухаживать за детьми и могут подменить один другого при необходимости, но плохо сотрудничают. Партнеры с одинаковым типом сохраняют полное согласие в браке, когда работают в разных областях, обеспечивают друг другу определенную свободу, имеют разных друзей и параллельно воспитывают детей: например, сыновей воспитывает отец, а дочерей — мать.

В статье использованы материалы из книг:

К. Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Петси Скин «Развитие ребенка и его отношений с окружающими»;

Г.Т. Хоментаускас «Семья глазами ребенка»

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *